ЛУКОЙЛ, который уже почти стал лидером повышения розничных цен на бензин в России, может получить подобную пальму первенства в Америке. Владельцы пятидесяти работающих под брендом Lukoil АЗС в США подняли цены на горючее вдвое, протестуя против необоснованного завышения оптовых цен на топливо, пишет РБК daily.
Владельцы автозаправочных станций в США протестуют против поднятия цен на топливо со стороны Lukoil North America («дочка» ЛУКОЙЛа), передает Associated Press. Ценовая практика нефтяного гиганта вызвала протесты в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания, где более 50 владельцев АЗС вышли на акцию протеста. Она была организована автомобильной и топливной ассоциацией Нью-Джерси, которая объединила недовольных. Один из них сообщил, что ЛУКОЙЛ продает им топливо по оптовым ценам, которые часто оказываются выше розничных цен конкурентов.
Американские автомобилисты, приезжающие заправиться на АЗС Lukoil, были неприятно удивлены тем, что цены на них взлетели в два, а кое-где и в 2,5 раза. Таким образом, владельцы АЗС выразили свой протест, они повысили отпускные цены до уровня выше 8 долл. за галлон (3,7 л). При том что средняя цена бензина в США в настоящее время составляет примерно 1 долл. за литр топлива.
Как пишет northjersey.com со ссылкой на Автомобильную и топливную ассоциацию Нью-Джерси, удивленным клиентам тут же раздавали листовки, в которых было написано: «Последние пять-шесть лет они (Lukoil North America, — ред.) постоянно продают своим независимым дилерам топливо по ценам, которые выше, чем у других компаний». Представитель ассоциации Сэл Ризалвато сказал, что помимо разницы на топливо от 5 до 10 центов за галлон у Lukoil North Americа есть территориальные наценки, так что отдаленным дилерам приходится доплачивать до 30 центов за галлон сверх обычной цены из-за перепробега бензовозов. «Это мешает конкурировать с другими брендами и снижает продажи», — считает г-н Ризалвато.
Lukoil North Americа, в свою очередь, обвинила протестующих заправщиков в поощрении «распространения ложной информации и недобросовестных действиях», которые вредят потребителям, вместо того чтобы пойти на конструктивный диалог с компанией. Вице-президент Lukoil North Americа Майкл Льюис отметил, что считает территориальные наценки коммерчески разумной практикой, которая полностью соответствует постановлению штата Нью-Джерси, регулирующего продажу топлива.
Продажа бензина в США — не совсем рентабельный бизнес: розничные цены практически не отличаются от оптовых, а основную прибыль составляют сопутствующие товары, отмечает аналитик «Велес Капитала» Василий Танурков. Поэтому снижать стоимость топлива Lukoil North America вряд ли будет, особенно учитывая, что территориальные наценки действительно экономически обоснованы. Впрочем, окончательное решение нужно принимать после конструктивных переговоров, считает аналитик. В российском ЛУКОЙЛе не комментируют ситуацию в США.
В России ЛУКОЙЛ также повышает цены на топливо, когда остальные компании об этом только начинают думать. В начале года государство договорилось с нефтяниками о сдерживании розничных цен до завершения президентских выборов. После них ЛУКОЙЛ первым начал менять ценники на своих АЗС, в конце марта они увеличились на 25 коп. за литр. В августе он снова стал первым, кто повысил цены на 25—50 коп. в зависимости от вида топлива.
|